LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Дом-музей Эльзы Триоле и Луи Арагона. Нестареющая современность

Мы будем рады музыкантам, исполняющим джаз и классическую музыку. Приглашаем в дом-музей учителей истории и литературы с группами школьников.

Мюриель Штайнмец: Наши читатели конечно же знают о существовании дома, переделанного из старой мельницы, на которой жили Эльза Триоле и Луи Арагон (1). И всё же хорошо бы напомнить им эту историю.

Гийом Рубо-Каши: Луи Арагон при жизни высказывал пожелание, чтобы дом-мельница, служившая им приютом и местом для литературного творчества, перешла в собственность государства. Именно в этих стенах было написано большинство книг Эльзы Триоле, появившихся после 1950-х годов. Здесь же Луи Арагон создал несколько выдающихся романов, в том числе «Страстную неделю». Дом был также местом общения. Под его крышей Арагон и Эльза принимали писателей и художников. Некоторые произведения их друзей можно увидеть в музее и сегодня. Арагон хотел, чтобы его дом, который он считал обителью раздумий и искусств, стал народным достоянием, превратился в площадку для творчества. Писатель видел миссию своего дома в том, чтобы собирать в нём художников, хранить их произведения, чтобы студенты и учёные могли работать с книгами здешней библиотеки (в ней насчитывается свыше 30 тысяч томов, многие из которых имеют дарственные надписи и посвящения). В наши дни дом-мельница является центром творческого вдохновения. С лёгкой руки бывшего директора музея Бернара Вассёра насыщенная культурная жизнь идёт здесь и по сей день, каждый год организуется много выставок.

Существенный вклад в создание музея внесли власти Франции, различные учреждения и организации, а также два человека, оказавшие ему большое содействие: Жан Риста и Мишель Апель-Мюллер, приложившие много усилий для того, чтобы превратить дом-мельницу в культурный объект, открытый для широкой аудитории. Это была непростая задача. После смерти Эльзы Арагон стал реже приезжать сюда. Мишель Апель-Мюллер и Жан Риста как душеприказчики сыграли ведущую роль в проделанной работе. Решение Арагона завещать свой дом государству было выполнено в 1984 году (через два года после его смерти) при поддержке премьер-министра Франции Лорана Фабиуса. Первым директором музея стал Мишель Апель-Мюллер. Управление объектом взяла на себя ассоциация, первоначально возглавляемая Эдмондой Шарль-Ру. Затем её обязанности перешли к Эрику Орсена. В 1990 году, после более чем десятилетнего ремонта, дом-мельница распахнул свои двери для посетителей.

М.Ш.: Это означает, что мельница изначально была задумана как место встречи творческих людей, исследователей, писателей, в то же время открытое и для широкой публики…

Г.К: В этом доме всегда «жили» творения, подаренные его хозяевам. Их можно увидеть и сегодня: глиняная посуда от Пикассо, картина Леже, красно-белая лошадка, напоминающая о двух произведениях Эльзы, в том числе о «Белой лошади»… А ещё здесь можно увидеть работы Рансийяка, Монори и т. п. В парке, раскинувшемся на территории в несколько гектаров, есть аллея скульптур. Недавно мы получили собрание произведений Эрве ди Розы. Каждый год мы проводим по три временных выставки. В 2019 году планируем выставить работы Пьер-Мари Лежён и Ники де Сан-Фаль, Робера Комба и Жюлио Ле Парка. Библиотека бывших хозяев дома сегодня доступна для исследователей. В мае мы хотим провести день науки, посвящённый журналу «Les Lettres Francaises», который Арагон редактировал с 1953 по 1972 годы. Мы ведём работу и за пределами музея: совместно с преподавателями университета-партнёра мы разработали курс лекций об Арагоне (специалисты читают их раз в месяц). В этом году творчество Арагона было включено в программу Высшей школы по подготовке преподавателей – её студенты будут изучать «Незаконченный роман». 13 февраля в мэрии пройдёт научное мероприятие, на которое будут приглашены учащиеся подготовительного отделения, а в качестве экспертов выступят Оливье Барбаран и Доминик Массоно. Мы также планируем организовать выставку, посвящённую альбому с рисунками, который Арагон подарил Жану Риста на его именины в 1975 году.

Под эгидой культурного центра «Люсернер» мы сотрудничали с участниками проекта, созданного Ариан Аскарид и Дидье Безасом. 15 июня они покажут у нас на мельнице свой прекрасный спектакль. В ближайшие два года мы намерены уделять больше внимания жизни и творчеству Эльзы Триоле. Эдмонд Шарль-Ру неоднократно говорил, что французской литературе очень повезло с ней. Впереди у нас целых два повода, чтобы вспомнить Эльзу. Скоро исполняется 75 лет с того дня в 1944 году, когда она получила Гонкуровскую премию за сборник рассказов «За порчу сукна штраф 200 франков». Она стала первой женщиной, удостоенной этой высокой награды. Совместно с Гонкуровской академией мы организуем торжества в честь этой даты. В 2020 году исполняется 50 лет со дня смерти Эльзы Триоле. Она скончалась в этом доме-мельнице 16 июня 1970 года.

М.Ш.: Какие постоянные мероприятия вы намерены проводить?

Г.К.: Мы будем рады музыкантам, исполняющим джаз и классическую музыку. Приглашаем в дом-музей учителей истории и литературы с группами школьников. В дни февральских каникул и на Пасху мы проведём небольшие учебные программы по творчеству Арагона и Эльзы для тех, кому предстоит сдавать выпускные экзамены. В частности, мы хотим помочь им повторить некоторые аспекты истории через биографии Арагона и Триоле. Луи Арагон был настоящим философом. Достаточно вспомнить его рассуждения о Гегеле и Марксе в романе «Парижский крестьянин».

(1) Мельница Вильнёв, улица Вильнёв, 78730, Сент-Арну-ан-Ивлин. info @ maison — triolet -aragon . com

На ту же тему

Свободные пираты из манги «One Piece» Эйитиро Оды

В начале декабря свет увидел сотый выпуск знаменитой приключенческой манги. Культовое произведение в цвете стало одной из самых популярных манг во всём мире, потеснив даже с первого места мангу Dragon Ball («Жемчуг дракона»). «One Piece» стала самым продаваемым изданием одного и того же автора-иллюстратора за всю историю. Но за приключенческим повествованием стоит и политический подтекст.

Читать полностью »

Музейщики Парижа бастуют

Около пятидесяти сотрудников музея парижской истории Карнавале вышли 10 октября на акцию протеста. Они требовали срочно нанять новых сотрудников. С 2016 года персонал уменьшился с 80 сотрудников до 36.

Читать полностью »