Альфонс Муха и женщины-цветы по-славянски

Морис Ульрих

Классическими образцами этого стиля являются входные павильоны парижского метро, созданные Эктором Гимаром, мебель и деревянные изделия Мажореля, вазы Галле.[i] В Англии это художественное направление сменило предшествующее ему движение прерафаэлитов и оттуда распространилось по всей Европе и даже в Соединённые Штаты. Но творчество Альфонса Мухи не ограничивается только этим стилем. Он создал двадцать крупных полотен, получивших название «Славянская эпопея», многочисленные подготовительные эскизы для которых можно увидеть на открывшейся выставке. Картины были нарисованы в начале XX века, но, в соответствии с духом того времени, представители зарождавшегося авангардизма сурово восприняли эту работу.

Произведения Мухи в фигуративном стиле тяжелы и помпезны, его живописи характерна неутончённость и тусклость. Однако он продолжал придерживаться этого стиля, поскольку думал, что у него есть особая миссия. По поводу своих декоративных произведений он говорил: «Я не нашёл удовлетворения в этом жанре. Казалось, что мой путь находится где-то в другом месте, в чём-то более возвышенном. Я искал способы донести свет до самых удалённых уголков».

До «Славянской эпопеи» Муха создал иллюстрации к семи строкам молитвы «Отче наш», которые изображают движение человечества по пути из мрака к свету духовных знаний и высшему существу. Будучи славянским националистом, Муха одновременно являлся франкмасоном, приверженцем движения, заметно отмеченного мистицизмом. Второй период его творчества привёл к тому, что художник в 1939 году оказался одним из первых людей, арестованных гестапо после вторжения нацистов в Чехословакию. Он умер через несколько месяцев после своего освобождения из-под ареста.

Таков был конец. Но в истории навсегда остался парижский период творчества этого большого мастера, носящий отпечаток грации великой Сары Бернар, актрисы и «звезды» своей эпохи, прозванной «Божественная Сара». Типография, печатавшая афиши для спектакля по пьесе Викторьена Сарду «Жисмонда», главную роль в которой играла Сара Бернар, сделала срочный заказ Альфонсу Мухе на выполнение афиши для этой постановки, поскольку другие художники были заняты, а времени до премьеры оставалось катастрофически мало. Альфонс Муха был очень недоволен своей работой и постоянно вносил поправки в рисунки, но афиши, расклеенные на стенах парижских улиц, вызвали сенсацию. Их срывали и уносили с собой. С тех пор великая Сара никогда не будет скупиться на поддержку художника, а стиль Мухи засияет на плакатах, коробках с печеньем и мылом, на бутылках пива и шампанского, в ювелирных украшениях...

Альфонс Муха стал одним из самых первых художников, создававших рекламные плакаты. На открывшейся выставке представлены его многочисленные работы в этой области. Молодой человек, приехавший из Богемии после трудного творческого пути в своей стране, живущий, как об этом говорилось выше, в мистическом напряжении и обладающий символическим видением, стал впоследствии, художником рекламы (находящейся тогда на подъёме своего развития), художником элегантности, выразителем некоего мировоззрения роскоши и культуры потребления зажиточных классов. Нельзя не упомянуть и о его соотечественнике и друге Франтишеке Купка, который стал одним из самых первых, а может быть и первым, художником-абстракционистом в истории. Он также какое-то время тяготел к мистическому и символическому видению. Альфонс Муха часто встречался с Гогеном и Августом Стриндбергом, который, помимо своей драматургической деятельности, был смелым художником, работавшим в предэкспрессионистском направлении. Слава Альфонса Мухи распространилась по всей Европе.

Для Всемирной выставки 1900 года, он оформил павильон Боснии и Герцеговины, которая, будучи по составу своего населения славянской, входила в Австро-Венгрскую империю. За эту работу художник получил орден из рук Франца-Иосифа I, императора страны, притеснявшей славян. Возможно, это стало одной из причин, укрепившей его решимость создать свою знаменитую эпопею. «Художник, – говорил Муха, – должен оставаться верным самому себе и своим национальным корням». Конечно, эту фразу следует воспринимать как сопротивление, которое, несмотря на успех художника, заставит его оставаться самим собой и сохранять верность своим пацифистским устремлениям.

И всё же, именно плакатный и театрально-декоративный стиль Альфонса Мухи стал не только одним из красивейших направлений искусства конца XX века, но и послужил вдохновением для других, даже очень известных, художников. Например, для Матисса, с его округлыми линиями, цветами и женскими образами.

Выставка в Музее Люксембурга продлится до 27 января 2019 года.

 

[i] Мажорель и Галле принадлежали к так называемой школе Нанси, в мастерских которой были созданы самые изысканные образцы французского Ар-нуво – прим ред.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код