ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВИТ РАСПРОДАЖУ

Слухи о новой волне приватизации, которые правительство Филиппа, шлифуя умы, распускает уже давно, подтвердились на прошлой неделе. Министры один за другим высказали намерение продать государственные доли в госкомпаниях и создать так называемый фонд инноваций размером в 10 миллиардов евро. «В ближайшее время правительство обратится к законодательной власти за разрешением продать часть государственных активов», - заявил в четверг министр экономики и финансов Брюно Ле Мэр на слушаниях в Сенате. Первой попала под прицел «La Francaise des Jeux» (FDJ), за ней – «Aeroports de Paris» (ADP) и газовая корпорация «Engie». Несмотря на принадлежность к стратегическим отраслям (транспорт, благоустройство территории, энергетика и здравоохранение), эти лакомые куски хотят отдать частным компаниям, которые просто «истекают слюной», глядя на прибыль.

В правительстве точных цифр пока не озвучили, но можно предположить, что порог участия государства в госкомпаниях опустят ниже 50 %. По информации AFP, источник, близкий к правительственным кругам, подтвердил, что 18 апреля на Совете министров будет представлен план действий по развитию и преобразованию предприятий (закон Pacte), предусматривающий, помимо прочего, снижение порога государственного участия. Эти изменения могут коснуться таких компаний, как» La Francaise des Jeux» (FDJ) и «Aeroports de Paris» (ADP), доля государственного капитала в которых составляет 72 % и 50,6 % соответственно. В настоящее время проведение такой операции в государственных компаниях, а также в EDF и «Engie», невозможно без разрешения на законодательном уровне.

Активы на 8 миллиардов евро

Самые высокие ставки сделаны на парижские аэропорты («Руасси-Шарль-де-Голль», «Орли», «Ле Бурже»), их ожидает участь аэропортов в Лионе, Тулузе и Ницце, которые начали приватизировать ещё в 2014 году. Благодаря увеличению в 2016-2017 гг. авиаперевозок на 4,5 %, росту капиталооборота на 22 % и чистому годовому доходу в 571 миллион евро (2017г .), ADP заняла центральное место в государственной короне. Её активы в 8 миллиардов евро вызывают у крупных частных компаний неуёмный аппетит, и больше всего – у «VINCI», которой уже принадлежат 8 % акций ADP, 35 аэропортов по всему миру (из них 12 во Франции) и автодороги, скупленные на последней распродаже в 2006 году. «Такая квазимонополия позволит «VINCI» диктовать государству свою волю, воздушные перевозки могут остаться без государственного регулирования, - предупреждает генеральный секретарь профсоюза парижских аэропортов Даниэль Бертон. - Вопрос инвестиций в развитие инфраструктуры авиасообщений является центральным в транспортной политике и в благоустройстве территории. Видя, как частные акционеры аэропорта «Casil» в Тулузе перекачивают инвестиционный фонд в дивиденды, понимаешь, что приватизация не проходит без ущерба развитию. От быстрого повышения рентабельности страдает не только статус работников, но и пассажиры. Сборы частных аэропортов Лондона одни из самых высоких в Европе. В вопросе приватизации есть, помимо всего прочего, и геостратегическая составляющая. Аэропорт «Руасси-Шарль-де-Голль» – это первая граница Франции. Во всём мире, кроме Лондона и Нью-Йорка, крупные аэропорты контролирует государство».

В 2017 в «Engie» чуть не бросили все

Новым шагом государства на пути отделения от энергетического сектора может стать передача своей доли участия в газовой компании «Engie». В сентябре 2017 года правительство объявило об уступке 4,1 % доли государства в «Engie», в результате чего его участие в капитале компании упало до 24,1 %. Но, благодаря закону Флоранжа, государство-акционер до настоящего времени сохраняло 33,3 % от общего количества голосов (обязательство, принятое в момент слияния GDF-«Suez» в 2006 году). «Есть риск того, что правительство сбросит треть своей доли вместе с обязательством контролировать газовую инфраструктуру, - переживает главный профсоюзный координатор «Engie» Эрик Буттацони. - Тем не менее, газ (к примеру, биометан или водород) представляет большой интерес при переходе на новые источники энергии. Публичные службы не могут работать бесперебойно, если их регулирует рынок. Танкеры с газом идут туда, где он дороже стоит, а не туда, где в нём больше нуждаются. Такая политика в прошлом году чуть не толкнула «Engie» на крайние меры. Раньше цены на газ устанавливало государство, и это спасало потребителя, не согласного платить по частному тарифу. После приватизации их будет регулировать рынок».

Уступка государством своей доли в FDJ станет, пожалуй, самым серьёзным шагом. Да, Эммануэль Макрон борется за реформирование здравоохранения, борется против отмывания денег. Но тут речь идёт о его мечте. И хотя министр государственных счетов Жерар Дарманен заверят, что FDJ сохранит монополию на игорном рынке, опасения остаются. Бывший госсекретарь министерства бюджета Франсуа Оланда Кристиан Экер на прошлой неделе вновь дискутировал на эту тему с экс-министром экономики, который, по его словам, «толкал на приватизацию»: «FDJ – это золотая жила. Он не только приносит государству 100 – 150 миллионов евро ежегодно в качестве дивидендов, но (что самое невероятное) и 3-4 миллиарда, которые вычитаются из ставок игроков каждый год!» В 2016 году государство перечислило 230 миллионов евро из доходов от FDJ в Национальный центр развития спорта. Вот в этом граждане действительно заинтересованы.

 

 

 

 

Фото: Peter Barritt/Robert Harding Heritage/AFP. Оригинал статьи: https://humanite.fr/privatisations-le-gouvernement-ouvre-la-braderie-des-secteurs-cles-651816

 

 

 

 

Лоан Нгуен

Добавить комментарий


Обновить Защитный код

ГАЗЕТА ЮМАНИТЕ - ОДНО ИЗ СТАРЕЙШИХ И КРУПНЕЙШИХ СМИ