МАКРОН И ПРИЗРАК БУДУЩИХ ПРИВАТИЗАЦИЙ

Внимание, готовится диверсия. В 2018 Эммануэль Макрон и его правительство могут подготовить новый закон о «трансформации экономики», и сопровождающий его процесс приватизации. Во всяком случае это то, о чём говорится в кулуарах министерства экономики и финансов, и о чём писала газета «Le Monde» 13 и 14 августа. Брюно Ле Мэр, глава министерства финансов, действительно желает распространить действие «рамочного» закона, призванного помочь малым и средним предприятиям, на «все компании, вне зависимости от их размера». И всё это в сжатые, не позволяющие опомниться сроки (как и остальные меры, проводимые правительством партии «Вперёд, республика!»). Консультации с парламентариями, владельцами предприятий и организациями, представляющими интересы работников, будут проведены осенью этого года, в то время как стартапы и консалтинговые фирмы будут сотрудничать с министерством экономики, чтобы «разработать предложения». Что касается текста, ожидается что он впоследствии будет преобразован в законопроект (в первом квартале 2018 года) Брюно Ле Мэром и Бенжаменом Гриво, его госсекретарем.

Либерализация по всем направлениям

Объявленная либерализация по всем направлениям не является сюрпризом, преподнесённым правительством, выбранным Макроном «под себя». Перед тем, как занять свой пост в министерстве финансов при Олланде, Макрон, составляя свой доклад в комиссию Аттали в 2008 году, уже наметил, какие государственные секторы экономики и социальные достижения предстоит разрушить. Находясь у руля французской экономики с 2014 по 2016 год, он не замедлил перейти от слов к действиям, проведя либерализацию междугородних автобусных перевозок и отменив регламент для работы по воскресеньям. Мы увидели, что вышло из его обещаний создать 22 000 рабочих мест и обеспечить рост предприятиям торговли, открытым теперь и по выходным. Увы! Два года спустя после принятия закона Макрона (статья 49-3), было бы весьма рискованно продолжать защищать принятые им меры, чтобы оправдать движение в этом направлении. Перспектива создания 22 000 рабочих мест отдаляется всё дальше и дальше, их было создано едва ли более 1 500, по подсчётам министерства. Заманчивые низкие цены, объявленные для того, чтобы конкурировать с железной дорогой, очень быстро «наткнулись на стену» экономической рентабельности, что привело две автобусные компании (из пяти имеющихся на момент либерализации) к банкротству. Что касается работы по выходным, то даже экономисты-либералы были вынуждены признать, что влияние этого решения на товарооборот предприятий торговли было незначительным, потребительские расходы просто распределились на более длительном отрезке времени, при этом не увеличившись.

Идеологическая последовательность

Зачем так упорно продолжать выступать за приватизацию, если нет убедительных доказательств её эффективности? Ответ, без сомнения, кроется в той либерализации, которая ожидается в связи с будущим законом «о трансформации экономики», рассмотрение которого намечено на следующий год. Это «идея фикс» Эммануэля Макрона, который, после неудачи с проектом «о новых экономических возможностях», призванный предоставить более благоприятные условия предприятиям, когда проходили массовые выступления против закона о труде, вновь хочет его провести. Однако сейчас последствия принятия такого закона будут ещё более разрушительным, так как в июле, отвечая на письменный вопрос сенатора Фабьенн Келлер («Партия республиканцев»), Брюно Ле Мэр уже заявил о том, что правительство собирается «передать в частные руки долю государства в некоторых государственных компаниях», и первые меры, по его словам, будут приняты уже в сентябре. На данный момент пока неизвестно, какие именно секторы экономики это затронет, но угроза уже нависла над телефонными сетями и гражданской авиацией. И в этом тоже можно увидеть продолжение мер, принятых ещё при Франсуа Олланде, так как в законе, носящем его имя, Эммануэль Макрон уже приступил к открытию капитала региональных аэропортов таких городов, как Тулуза, Ницца и Лион. Так под предлогом того, что надо высвободить средства в размере 10 миллиардов евро на финансирование «инноваций», правительство может уступить аппетитам компании «Vinci», давно заглядывающейся на «Paris Aeroport» (бывшая группа компаний «Aeroports de Paris»), в котором ей уже принадлежит 8 % акций.

 

 

 

 

 

Оливье Морен

Добавить комментарий


Обновить Защитный код