Авиакомпании «Aigle Azur» грозит разделение и продажа

Пьерик Мариссаль

Сотрудники авиакомпании «Aigle Azur» собрались у здания Министерства транспорта с требованием не допустить распродажи их компании по частям. Они хотят, чтобы фирма сохранила целостность и продолжала работать, а весь персонал остался на своих рабочих местах. Вчера потенциальные покупатели авиакомпании представили свои бизнес-предложения.

«В ночь с пятницы на субботу я был на борту самолёта, осуществившего последний рейс компании «Aigle Azur». Когда самолёт сел в аэропорту Шарль-де-Голль, всем было не по себе, пассажиры аплодировали экипажу, у некоторых на глазах стояли слёзы», - рассказывает, едва сдерживаясь, чтобы не заплакать, Каро. Вчера она вместе с 200 сотрудниками «Aigle Azur» и сочувствующими из других авиакомпаний, собравшимися по призыву профсоюза «Force ouvriere» (FO), пришла к Министерству транспорта. Перед тем, как принять делегацию работников авиакомпании, министр Жан-Батист Джеббари, не так давно занявший эту должность, рассматривал предложения потенциальных покупателей компании.

По словам Джеббари, в покупке заинтересованы 14 кандидатов. «Прежде всего министерство должно удостовериться в их финансовой состоятельности. Мы не станем принимать предложение покупателя, с которым компания продержится всего полгода, а потом вновь разорится и всё придётся начинать сначала», - объявил он служащим министерства. Он также заявил, что государство готово выступить гарантом, что он уже заморозил задолженности компании по социальным и налоговым выплатам и теперь намерен «работать с предложениями по выкупу компании, обратившись к определённым финансовым механизмам и займам».

В число потенциальных перекупщиков входят «Air France», бывший генеральный директор «HOP!», а также держатель 19 % акций компании «Aigle Azur» Жерар Уат. Среди желающих купить компанию по частям – «ЕasyJet» и «Air Caraibes». «Все поступившие предложения можно разделить на два типа: одни предполагают выкуп всех активов и персонала, другие – только часть. Пока не ясно, чем всё закончится. Мы намерены детально изучить все предложения», - говорит Дени Саншез, представитель FO в «Aigle Azur». 16 сентября торговый суд примет решение, какое из предложений будет одобрено.

«Если послушать обещания министра, то складывается впечатление, что волноваться не из-за чего. Правда, я никогда не верю министрам», - замечает Жан Эду, секретарь дирекции транспортных профсоюзов в составе FO. Он считает, что на данный момент работникам «Aigle Azur» надо держать оборону. «В администрации нам говорили, что дела компании налаживаются, а в коммерческом отделе утверждали, что показатели минувшего августа стали лучшими за последние годы. А в итоге – настоящая катастрофа», - огорчённо вздыхает Салима. Всё произошло так быстро и жёстко, что у неё и у её коллег создалось ощущение, что их предали. В конце августа акционер Жерар Уат пытался взять на себя управление компанией и предложить план её экономической реабилитации. Но генеральный директор Франц Ивелен решил действовать по-своему. Он отдал компанию под внешнее управление, а на следующий день уволился, оставив «Aigle Azur» в состоянии финансовой катастрофы, которая привела к тому, что 6 сентября компания объявила о банкротстве.

Повсюду на манифестации видны плакаты с надписью «Ивелен убийца». Работники авиакомпании в ярости, они уверены, что всё случившееся – следствие грубых стратегических ошибок бывшего гендиректора, который с большими убытками открыл направления на Берлин и Милан, не заботясь о том, что рынок здесь давно уже занят лоукостерами. «Aigle Azur» – не просто авиакомпания. С 1946 года она ведёт тесное сотрудничество с Алжиром. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день «Aigle Azur» и «Air Algerie» являются почти полными монополистами на алжирском направлении. Это отдельный прибыльный рынок для компании, а также гордость всего персонала. В последнее время долю перелётов Франция-Алжир (которые составляют на данный момент 60 % торгового оборота «Aigle Azur») непрерывно сокращали, пытаясь перейти (безуспешно) на перелёты по европейским направлениям. 300 из 1150 работников «Aigle Azur» живут и работают в Алжире, и их судьба теперь тоже зависит от того, какое предложение выкупа одобрят в суде.

Весь персонал переживает, что компанию могут продать по частям. «Начав работать в «Aigle Azur», попадаешь в компанию со своей историей и душой, обзаводишься близкими друзьями. У нас очень дружный коллектив, все поддерживают друг друга,» - продолжает Салима. В достоверности её слов нетрудно было убедиться вчера, когда работники компании собрались у здания Министерства транспорта. Люди плакали, обнимались, старались выслушать, поддержать и ободрить друг друга. «Все мы знаем историю нашей компании и гордимся ею. На работе мы всегда среди друзей, поэтому у нас нет текучки кадров, - добавляет Флоранс Агнауэр-Саншез, делегат от FO. - Нам очень грустно оттого, что из-за одной стратегической ошибки всё это может разрушиться!»