Секреты лондонского CITY или как заработать на Брекзите.

Брюно Одан

Пока Борис Джонсон готовится к вступлению в должность премьер-министра, банковские и страховые гиганты лондонского Сity пытаются употребить всё своё влияние на то, чтобы получить побольше выгод для финансовой олигархии.

Лондонский Сity, знаменитый финансовый центр Великобритании, оказался в весьма невыгодном положении из-за Брекзита. Сообщество лондонского City изначально выступало против выхода из ЕС, считая, что в этом случае британская столица потеряет статус основного финансового центра Европы. Представителей бизнеса волновали последствия потери финансового паспорта, который позволял им свободно продавать финансовые услуги на европейском рынке. Но времена меняются, и сегодня City уже приспособился к новым условиям, постаравшись сделать это как можно незаметнее и даже сумев извлечь выгоду. Причём настолько существенную, что теперь Брекзит, бывший когда-то проблемой, превратился в огромное преимущество. Секрет успеха: развернуть грандиозную сеть финансового влияния. В июне ассоциация общественных неправительственных организаций, сокращённо ENCO (1), имеющая большой опыт наблюдения за европейскими лобби, опубликовала доклад, разоблачающий вероломные комбинации, которые позволят финансистам из City контролировать последствия Брекзита и монетизировать данный вопрос с выгодой для себя.

Кто же на самом стоит за этим лондонским финансовым мастодонтом. Сегодня здесь располагаются самые крупные торговые и клиринговые платформы, рынки акций и деривативов в Европе. В его состав входят не только британцы. Центральные фигуры собравшихся там фирм принадлежат к глобальному миру финансов. Среди них главенствующие позиции занимают прибывшие сюда из Америки «Goldman Sachs», «Morgan Stanley» и «BlackRock». В числе европейских участников можно назвать немецкий «Deutsche Bank» и французский «BNP Paribas», которые входят в структурную схему «City of London Corporation», являющуюся, как выяснили исследователи ENCO, «руководящим органом» City. Правда, европейским партнёрам ещё далеко до того, чтобы играть здесь «главную роль», этот статус прочно закрепился за американскими финансовыми чемпионами. Так что погоду в City делают именно заокеанские «гости».

Активность лондонских финансовых лоббистов стала заметно расти после референдума 2016 года, на котором был одобрен Брекзит. Они увеличили число финансовых операций, проводимых во всех европейских столицах, в результате чего их расходы выросли на 175 %. Показывая, каких изменений удалось достичь этими мерами, ENCO отдельно останавливается на Франции, которая оказалась очень восприимчивой к «доводам» лондонского City и снизила налогообложение для самых богатых собственников, акционеров и предпринимателей. Однако, несмотря на шаги правительства, которое делало вид, что пытается привлечь во Францию трейдеров и переместить таким образом мировой финансовый центр из Лондона в Париж, никакого массового перемещения финансовой деятельности с берегов Темзы на берега Сены так и не произошло. Это значит, что финансовые гиганты извлекли всю возможную выгоду из изменений во французском законодательстве, но по-прежнему считают, что Лондон совместно с Уолл-стрит сможет предложить им лучшие условия.

Главное «достижение» лоббистов из City, которое после Брекзита должно обеспечить им контроль над ситуацией и возможность использовать её в своих интересах, именуется «регулятивным сотрудничеством». За этим суховатым термином кроется попытка изменить действующие нормы разных финансовых рынков и систем: их хотят либо сделать более согласованными, либо совсем унифицировать. Чтобы навязать удобный для них тип регулирования рынка, лондонские финансовые гиганты прибегнут к одному очень эффективному средству: lnternational Regulatory Strategy Group (IRSG или Международная группа стратегии регулирования).

Представители IRSG затесались в ряды советников в правительствах Лондона, Парижа, Берлина и других европейских столиц, тем самым обеспечив себе подходящее место рядом с Мишелем Барнье, европейским комиссаром, представляющим ЕС на переговорах по Брекзиту. Расследование ENCO показало, что лондонское лобби организовало «не менее 67 встреч французского посредника» с «экспертными» организациями, которые напрямую связаны с лондонским City. А это значит, что «даже переговорам с министрами и членами правительства Соединённого Королевства» вышеупомянутые «эксперты» уделили гораздо меньше времени.

Регулятивное сотрудничество очень выгодно для создания новых связей между финансовыми рынками и финансовыми центрами по всему миру. Оно же даст возможность действовать незаметно, а это – второй закон бытия лондонского City. Когда стихнет шум, поднятый в СМИ вокруг обсуждения будущих политических и торговых отношений между Британией и её бывшими европейскими партнёрами, регулятивное сотрудничество подтолкнёт к принятию «верных» решений, разработанных втайне от финансовых экспертов. А о том, чтобы эти эксперты не могли вмешаться как-нибудь некстати, позаботятся финансовые гиганты.

Ещё одно ощутимое преимущество регулятивного сотрудничества состоит в том, что оно кажется очень рациональным. Ведь все хотят найти общее оптимальное решение вопроса о расхождениях, возникших в связи с появлением новой финансовой зоны. Тем более что Соединённое Королевство и ЕС были некогда единым целым. Проблема заключается в том, что, если поиск «фактических» регулятивных сделок контролирует, по сути, мир финансов, то дело может обернуться массовой ликвидацией страховочных мер и других средств защиты потребителя, которые были установлены в разных сферах во избежание повторения девиаций, приведших к краху 2007-2008 годов.

Исследователи ENCO считают, что пора бить тревогу. Они предлагают вспомнить, какую роковую роль сыграло регулятивное сотрудничество, учреждённое в 2000-х годах, в разразившемся тогда же финансовом кризисе. Особенный акцент делается на обстоятельствах «схождения в ад» американской страховой компании «AIG» (American International Group), которая накопила большое количество спекулятивных средств, а именно «кредитных дефолтных свопов» (CDS). Это закончилось крупнейшим банкротством того времени, вторым по масштабу после «Lehman Brothers». Рассдование ENCO выделяет одну характерную деталь - так называемое соглашение о «взаимном признании», заключённое под эгидой регулятивного сотрудничества, позволило страховой компании перейти на самые свободные финансовые «нормы» и поплатиться за это: итогом соглашения стал огромный спекулятивный пузырь.

После Брекзита лондонское лобби воспользуется регулятивным сотрудничеством, чтобы расширить практику подачи исков в частные арбитражные суды для «разрешения» тяжб, где с одной стороны будет выступать финансовый гигант, а с другой – либо ЕС, либо отдельное государство Евросоюза. Таким образом дело может зайти ещё дальше, чем в соглашении о свободной торговле ЕС с Канадой (СЕТА), где пока ещё исключается возможность судебного иска финансовой компании к государству.

Рекомендации лоббистов из City как нельзя лучше совпадают с решениями псевдо-инакомыслящего Бориса Джонсона, стяжавшего во время референдума, закончившегося одобрением Брекзита, титул чемпиона демагогии и ксенофобии. Правление Дональда Трампа, который активно поддерживал Джонсона, тоже крайне выгодно для лондонских финансистов. Ведь именно Трамп способствовал развитию динамики на финансовых рынках, ликвидировав и без того слабые механизмы регулирования (например, закон Додда-Франка, принятый после финансового краха 2007-2008 годов)… Два политических лидера тянут мировую общественность в сторону национал-либерализма. Ну и что, ведь теперь финансисты в City могут быть спокойны за своё будущее.

(1) - В данном расследовании ENCO участвовали следующие общественные неправительственные организации: Observatoire des multinationales, Spinwatch, Corporate Europe Observatory (CEO) и Lobby Control. Полные материалы доклада доступны по ссылке: https://multinationales.org/IMG/pdf/brexit.pdf

Добавить комментарий


Обновить Защитный код