«НА ПЛЕЧАХ МАРКСА» –YOUTUBE блог, рассказывающий о сути капитализма.

Оливье Морен

Группа молодых коммунистов создала видео-блог, на котором они рассуждают о современной реальности с точки зрения марксизма. Вслед за первым, удачным и вселяющим оптимизм сезоном, 7 июля ожидается второй.

Гигиенические тампоны, изображающие «богатство, созданное трудящимися», перемещаются по разным ёмкостям, на которых написано «прибыль», «зарплата», «взносы» и «налоги». Видео из серии «На плечах Маркса», размещённое на YouTube и названное «Спрячьте до вычета налогов ту зарплату, которую я не смогу увидеть», доходчиво объясняет распределение богатств и снимает покров тайны с увеличения SMIC, обещанного Эммануэлем Макроном в декабре 2018 года. Вышедший четыре месяца тому назад ролик пользуется успехом, обеспечивая этим создание второго сезона, появление которого запланировано на 7 июля.

«Хитрость состоит в том, чтобы вынуть тампоны из чашки «взносы» и переместить их в чашки «чистая зарплата» и «прибыль»», - рассказывают в ролике Леон и Таллия, сидящие на диване в скромной гостиной, где в книжном шкафу можно заметить том «Капитала» Карла Маркса, а на стене - портрет министра-коммуниста Амбруаза Круаза. Почему эти молодые преподаватели экономических и социальных наук в лицее снялись в этом видео? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к последним дням минувшего года. Загнанный в угол движением «жёлтых жилетов», которое приобрело тогда угрожающий размах, президент Франции в телеобращении к народу объявил о принятии ряда мер. В тот день 10 декабря 2018 года, он заявил: «Зарплата трудящегося, получающего МРОТ, будет увеличена на 100 евро в месяц начиная с 2019 года, и это не будет стоить ни одного дополнительного евро для работодателя». Его слова буквально вывели из себя 27-летнюю Фанни, которая работает в сфере статистики и является активисткой ФКП. «Когда мы с друзьями услышали это, то решили попытаться объяснить, что всё это обман», - рассказывает она. На первый взгляд речь президента могла внушить надежду, но в самом факте увеличения зарплат без участия хозяев предприятий уже чувствовался подвох. Вышедшие тогда на перекрестки и улицы «жёлтые жилеты» и «красные жилеты» поняли это, но не знали, как убедить в этом всех остальных. Посовещавшись, трое друзей решили в своё свободное время снять серию видео и разместить их на канале YouTube, самом посещаемом сайте для видео во Франции. Фанни уточняет: «Мы хотели, чтобы наши ролики отвечали двум критериям: они должны быть короткими, чтобы их смотрели полностью, и в них мы должны говорить о жизни. О нашей жизни». Сложная задача, так как марксистский анализ, системный по своей сути, охватывает все сферы исследования. «Нам надо было разобраться в сути дела, при этом мы понимали, что не сможем охватить все. Это хорошее упражнение», - улыбается девушка. Судя по количеству просмотров первых видео, они справились с поставленной задачей, и немалую роль в этом сыграло мастерство Бенжамена и Лукаса при съемке и монтаже. Их соседи по району и коллеги пытаются понять, что происходит, «ибо люди отдают себе отчёт в том, что существующая экономическая система находится в тупике».

Итак, цель этих видео - дать людям «инструменты для понимания» и осветить «перспективы борьбы». Но для воплощения этих замыслов нужен строгий научный подход. «Например, чтобы сделать видео о безработице в следующем сезоне, мы рассмотрели несколько типов политики в предыдущих сериях. Затем мы создали сценарий, опираясь на статистические данные. Отсюда полный перечень источников, опубликованный в титрах к видео. Конечно, это требует времени», - отмечает Фанни. «Наша цель – развенчать окружающие нас мифы, чтобы дать ключ к пониманию, а не запутывать аудиторию», - уточняет она. А ещё это способ дистанцироваться от тех каналов YouTube, которые, начиная от ревизионизма и заканчивая теориями заговора, пытаются манипулировать общественным сознанием, искажая реальность. Начиная с первого январского выпуска, «На плечах Маркса» собирает всё большую аудиторию, достигнув тысячи просмотров и почти такого же числа подписчиков. Для сравнения видео об экономике, которые публикует в сети Internet ежедневное либеральное издание «L’Opinion», ограничиваются 150 просмотрами на YouTube. И это при том, что ролики, снятые «L’Opinion», короче, а ресурсы газеты, существенно превосходят те, что есть в распоряжении видеоканала молодых волонтёров. Вдохновлённая пользователями Интернета команда молодых марксистов начинает привлекать всё большее внимание экономистов, например Дени Дюрана, одного из руководителей журнала «Economie et politique».. «Эти видео являются превосходной инициативой, они позволяют войти в резонанс с альтернативными подходами», - считает он. Следует добавить, что эти ролики могут стать ответом на «менторский тон, которые неолиберальные идеологи общаются с трудящимися». «Мы уже готовим третий сезон, про предприятия и большие группы», - делится планами Фанни.

Есть поле для деятельности, чтобы обличить паутину капитализма. Правда по словам Дени Дюрана, «мы лучше начнем понимать капитализм только тогда, когда его сменит другая система».