Одна из главнейших задач в Европе – борьба за достойный размер МРОТ.

(таблица справа – размер МРОТ в странах ЕС, таблица слева – размер средней заработной платы (тёмно-оранжевый) и медианной заработной платы (светло оранжевый) в странах ЕС)

Tома Лемайё

В сегодняшней Европе одной из главных тем для обсуждений стал вопрос оплаты труда. Стремление к тотальной экономии и ограничения, одно жёстче другого, вводимые европейскими органами власти последние десять лет, не лучшим образом сказались на доходах населения. Возможно, сейчас появится шанс уладить все противоречия посредством принятых сверху решений.

Может ли такое быть, что после стольких лет «ледникового периода» в Европе начинается зарплатная оттепель? Во всяком случае этого хотят все без исключения жители Старого Света. На это надеются не только в Болгарии, где уровень минимальной зарплаты стабильно остаётся самым низким в ЕС (286 евро), и Греции, где меморандумы, навязанные «тройкой», привели к снижению трудовых доходов населения более чем на 30 %, но и в более «благополучных» странах Западной Европы. В минувший вторник в бельгийском Льеже и в нескольких городах Валлонии тысячи трудящихся вышли на улицы по призыву «красных» из «Всеобщей федерации труда Бельгии» с требованием установить «достойный уровень минимальной зарплаты» в размере не менее 14 евро в час (вслед за американцами, ратовавшими за 15 долларов в час) и ежемесячной оплаты в сумме 2 300 евро без вычетов.

Открытые посягательства на минимальную оплату труда в ряде стран, уменьшение зарплат в государственных учреждениях, которое повлечёт за собой и уменьшение доходов тех, кто трудится в частных компаниях, пересмотр решений об индексации зарплат для их непосредственной привязки к производительности труда, а не к инфляции (например, упразднение механизмов коллективного ведения переговоров на межпрофессиональном и государственном уровнях с целью передать в компетенцию каждого отдельного предприятия вопросов об установлении социальных гарантий и даже уровня зарплат) – вот неполный список проблем. Всего за одно десятилетие, начавшееся с финансового кризиса, спровоцированного безграмотным кредитованием и превратившегося в кризис «государственного долга», Европейский Союз вместе с Советом министров финансов (Ecofin), Европейским центральным банком (ЕЦБ) и Комиссией, проявившей невиданную активность, провёл беспрецедентную кампанию против наёмных работников. На всей территории ЕС трудящиеся ощутили на себе тяжёлые последствия «внутренней девальвации», снижения личных доходов и ограничения бюджетных расходов. Всё это оказало самое пагубное влияние на государства, вынужденные подчиниться диктату вышеперечисленной «тройки» и Международного валютного фонда (МВФ). Но дело не только в них...

Кризис как оправдание совершённых ошибок.

Для ордолиберальных органов власти Евросоюза, беспардонно пользующихся механизмами «европейского семестра» и возможностью давать «рекомендации каждой стране», кризис стал неожиданной удачей. Они сумели извлечь пользу из ситуации и навязать своё видение будущих «структурных реформ», первой из которых нередко называли «снижение минимальной зарплаты, установленной законом и договорами». В тех европейских странах (Греция, Ирландия, Португалия, Испания, Латвия, Венгрия, Румыния, Италия), где до сих пор государством не установлен минимум оплаты труда, в разгар кризиса зарплаты существенно уменьшились (снижение составило от 30 % до 5 %). В Бельгии минимальная зарплата уменьшается на протяжении последних нескольких лет (за период с 2018 по 2019 гг. в реальных цифрах она снизилась на 0,3 %).

Однако сегодня правительства отдельных стран принимают меры, идущие вразрез с политикой, которую до сих пор диктовали финансовые рынки. В январе 2019 года социалисты из правительства Испании при поддержке объединения «Unidos Podemos» сумело повысить минимальную зарплату более чем на 22 %. В Греции Алексису Ципрасу удалось переломить десятилетнюю тенденцию к неуклонному снижению зарплат и повысить минимальный уровень оплаты труда на 11 %, что, впрочем, не позволило довести его до отметки, на которой он находился до применения политики строгой экономии (751 евро).

Сейчас некоторые брюссельские политики словно пытаются разбить цветущие клумбы на участках выжженной земли, разбросанных по всей территории Евросоюза. Опираясь на базовые правовые принципы и совокупность положений рекомендательного характера, принятых в шведском Гётеборге в ноябре 2017 года при поддержке глав государств-членов ЕС (канцлер ФРГ Ангела Меркель при этом не присутствовала), председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что «трудящиеся имеют право на заработную плату, обеспечивающую им достойный уровень жизни». Что это? Попытка соблюсти приличия или серьёзная обеспокоенность на фоне размежевания в Евросоюзе? Вопрос остаётся открытым. Но, похоже, что у профсоюзных движений появился шанс выступить против социального демпинга и добиться справедливости в распределении материальных благ.

Европейские соглашения исключают вопрос о заработной плате из сферы компетенции ЕС, указывая, что Евросоюз может лишь «поддержать решение той или иной страны». В связи с этим интересна ситуация, складывающаяся в ФРГ. Минимальная зарплата в этой стране была установлена только в январе 2015 года. Сегодня, по инициативе социал-демократов из СДПГ и их партнёров по коалиции консерваторов из ХДС-ХСС, Германия, которая со второй половины 2020 года возглавит Совет Европы, собирается сделать одним из приоритетов своего председательства подготовку «европейской законодательной базы для определения размера минимальной зарплаты». Министр финансов Германии Олаф Шольц (СДПГ) вынужден действовать с большой осторожностью, поскольку его партии, как и другим социал-демократическим силам, предрекают неудачу на ближайших выборах в Европарламент. Однако прошлой осенью он оценил как «очень правильную» идею о том, чтобы в каждом государстве ЕС минимальная зарплата составляла бы 60 % от медианной зарплаты. Европейская конфедерация профсоюзов предлагает ввести двухступенчатую систему определения минимальной зарплаты в каждой стране ЕС: сначала она должна составлять не менее 60 % от медианной, а затем – 60 % от средней зарплаты.

Во Франции в преддверии выборов в Европарламент позиции кандидатов демонстрируют их видение Европейского Союза. Ультраправые и правые категорически отвергают саму мысль об установлении минимальной зарплаты в странах Европы. Депутаты от «Альянса либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ) и их союзники в Парламенте прошлого созыва проголосовали против решения этого вопроса, а движение «Вперёд!Республика!» устами лидера её предвыборного списка Натали Луазо предлагает приравнять минимальную зарплату к 50 % от медианного значения, то есть установить её на значительно более низком уровне, чем тот, который принят сегодня во многих государствах ЕС (см. таблицу). В конечном счёте предложение ВР никак не поможет уравнять зарплаты. Более того, оно лишь в очередной раз привлечёт внимание к отказу от прежних социальных завоеваний... Что же касается левых, то идеи, которые выдвигают их кандидаты Манон Обри (75 % от медианной зарплаты) и Ян Бросса (60 % от средней зарплаты), могли бы обеспечить настоящий прорыв и дать начало процессу гармонизации общества за счёт решений сверху.