LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Завод FORD в Бланкфоре: 850 работников, что с ними будет?

Судьба завода Ford в Жиронде пока не решена. Профсоюзное объединение, в которое входят представители «Всеобщей конфедерации труда», «Рабочей силы» и профсоюза инженерно-технических работников, заявляет о продолжении борьбы.

Судьба завода Ford в Жиронде пока не решена. Профсоюзное объединение, в которое входят представители «Всеобщей конфедерации труда», «Рабочей силы» и профсоюза инженерно-технических работников, заявляет о продолжении борьбы. До сих пор не утверждён план массовых увольнений (на бумаге называется «план сохранения рабочих мест»), который Ford Motor Company представил местной службе занятости во время ликвидации завода в коммуне Бланкфор. Его должны были одобрить ещё в начале года, но органы государственной власти перенесли срок принятия решения на 28 января. Корпорация Ford забыла подготовить документы, необходимые для того, чтобы уволить 850 сотрудников своего завода в Жиронде. Таким образом, они выиграли почти целый месяц. И если «план сохранения рабочих мест» не будет одобрен, они смогут добавить этот месяц к отработанному времени.

Мы находимся недалеко от завода, корпуса которого выкрашены в символический жёлтый цвет. Вот уже сорок пять лет они возвышаются над пасторальным сельским пейзажем к северу от Бордо. Наш собеседник Филипп Путу, секретарь отделения «Всеобщей конфедерации труда», член комитета по гигиене и охране труда, в присутствии почти сотни своих коллег анализирует сложившееся положение: «Перенос сроков интересует нас только с одной точки зрения: нам нужно определиться с передачей предприятия компании Punch Powerglide и добиться того, чтобы Ford продал его». Прошлой весной бельгийская компания выразила готовность купить завод сразу же после того, как Ford Motor Company объявила о своём намерении продать его по причинам стратегического и финансового характера. «Компания Punch собирается производить коробки передач, что вполне соответствует нынешнему ассортименту завода. Но гарантий нет, так как главный претендент на покупку, похоже, отнесётся к сделке с большим недоверием, чем обычно», – говорит Жан-Мишель Кай, член профсоюза инженерно-технических работников. Таково закономерное следствие позиции, занимаемой компанией Ford, которая в середине декабря сообщила о том, что продолжает поиски «надёжного покупателя» и, не найдя его, уже отвергла предложение Punch.

Замораживание заработной платы

Компания Punch Powerglide обещает предоставить все необходимые гарантии и не отказывается от своих планов, которые, кстати, поддерживает французское правительство. Речь идёт о сохранении 400 рабочих мест, правда, с менее благоприятными, чем прежние, условиями труда, и с замораживанием заработной платы на несколько лет. Более половины сотрудников этого предприятия, где средний возраст персонала составляет 51 год, смогут воспользоваться своим правом на досрочное назначение пенсии.

42-летний Бенуа, проработавший на заводе 19 лет, говорит, что ждёт принятия какого-либо решения и уже знает, куда, в случае чего, будет пытаться устроиться. «Мы ждём», – соглашается с ним Эрик, который проработал на заводе «Форд» 34 года, а сейчас готов досрочно выйти на пенсию. Оба они отмечают, что после полутора месяцев забастовки, когда завод почти не работал, «всё успокоилось». Несколько дней тому назад служба переподготовки начала информировать работников о возможностях перепрофилирования и трудоустройства.

В этом сражении объединение профсоюзов пользуется политической поддержкой. Президент Эммануэль Макрон осудил «враждебное, совершенно неприемлемое отношение», демонстрируемое руководством Ford. Пресс-секретарь кабинета министров Бенжамен Гриво намекнул, что у предприятия больше не будет возможности выполнять государственные заказы, на которые оно могло бы претендовать. Такую же мысль высказывали год назад представители «Всеобщей конфедерации труда», но тогда её мало кто разделял. Министр экономики Брюно Ле Мэр с неослабевающим вниманием следит за развитием ситуации. «Я хотел бы видеть, что руководство компании Ford проявит такую же сознательность, как и их подчинённые, работающие на этом заводе, – подчеркнул он 6 января, выступая в эфире радиостанции «Europe 1». – И если необходимо обеспечить переход предприятия от Ford к Punch, я готов сделать всё, что потребуется». Министр предложил оформить сделку как куплю-перепродажу: государство покупает у Ford его предприятие и перепродаёт его новому владельцу. Если покупка не состоится, то Ford Motor Company не пострадает, а вся ответственность ляжет на государство как на последнего приобретателя объекта.

«Для государства приобретение завода в данной сфере производства – совершенно новый опыт, – отмечает Филипп Путу, – и власти опасаются создавать прецедент, после которого рабочие других предприятий скажут им: «Вы сделали это для Ford, сделайте то же самое и для нас». Если «Форд» вновь откажется продать завод, или если Punch не сумеет его купить, то правительство обещает не сдаваться. В то же время такой вариант тоже подвергается критике. Например, бывший кандидат от «Новой антикапиталистической партии» по-прежнему недоволен, поскольку «законы благоприятны для транснациональных корпораций, таких как Ford. Депутат от «Франции непокорённой» в департаменте Жиронда Лоик Прюдом тоже опасается, что красивые заявления окажутся не более, чем «широким жестом, и весь пар уйдёт в гудок».

Трудно с ними не согласиться. Даже министр открыто заявляет: «Государство не может помешать Ford уйти». Конечно, закон Флоранжа, принятый в 2014 году, предписывает руководству предприятий, штат которых составляет свыше 1 000 сотрудников, при закрытии объекта искать для него нового владельца, но не обязывает их непременно найти его. Так что Ford действует строго в рамках закона.

Решив свернуть деятельность, компания не гнушается ничем. Так, например, в период между Рождеством и Новым годом мэр коммуны Бланкфор получил от руководства Ford письмо с просьбой выплатить несколько тысяч евро в качестве последнего транша финансовой помощи, предусмотренной рамочным соглашением 2013 года, которое Ford никогда не выполнял. И разве возможно представить, чтобы компания вернула деньги, полученные ею ранее от государства, как того требуют местные власти…

21 декабря депутат-коммунист от коммуны Бланкфор Жак Пади подверг резкой критике этот «порядок финансирования, при котором государство получает только снижение стоимости рабочей силы, а предприятия на местах увеличивают прибыль владельцев без твёрдых гарантий занятости и достойной зарплаты для своих сотрудников». Для того, «чтобы такого больше не происходило», сенатор от «Новой левой партии» Лоранс Аррибей, представляющая департамент Жиронда, и её коллега из региона Шарант Бернар Лаланд подготовили поправку в так называемый Пакт (закон о мерах, направленных на развитие и преобразование предприятий). Эта поправка, не имеющая обратной силы, обязывает предприятия, получившие дотации, вернуть их в случае неисполнения своих обязательств или отказа от предложений по покупке объектов. Сенат рассмотрит эту поправку в феврале. Лоранс Аррибей рассчитывает, что правительство прислушается к её мнению, поскольку «оно тоже заинтересовано в разрешении сложившейся ситуации».

Впрочем, в случае с Ford возврат государственных дотаций в размере 50 миллионов евро, полученных за период с 2013 по 2018 годы, будет выглядеть не столько проблемой для компании, сколько уроком для других, ведь за один только 2017 год прибыль автогиганта достигла 7,6 миллиардов евро. Сенатор прекрасно понимает это. «Принятие поправки позволит решить одну из проблем, но не изменит ситуацию в целом. Скандал так и останется скандалом», — говорит она.

Скандал вызван политическим бессилием нескольких правительств, сменявших друг друга. По словам рабочего Эрика, «в Бланкфоре он только начался, но вскоре подобные скандалы будут происходить по всей Европе». В самом деле, ведь Ford сокращает тысячи рабочих мест на своих предприятиях в Старом Свете. И в авангарде этого социального сражения оказались сотрудники завода Ford в Жиронде, которые борются за сохранение своего предприятия. Не исключено, что со временем эта история приобретёт общеевропейский масштаб.

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »