На фото — карта заводов Франции под угрозой уничтожения. В зеленом окне даны цифры, означающие количество работников на соответствующем предприятии.
«Самый сложный этап кризиса позади, нас ждёт экономический подъём», – в один голос твердят эксперты и чиновники из правительства. На самом же деле производства продолжают разоряться, хотя в последнее время темпы банкротства несколько снизились (по сравнению с начальным периодом кризиса). К концу 2018 года в стране насчитывалось 53 496 предприятий, чьё положение было близко к критическому, что на 2,7 % меньше, чем в аналогичный период 2017 года. Самые скандальные прошлогодние истории такого рода по-прежнему находятся в центре внимания СМИ. В конце прошлого года министр промышленности Брюно Ле Мэр надеялся объявить о возрождении завода «Форд» в коммуне Бланкфор, производившего коробки передач, но руководство американского автогиганта было непреклонным. Твёрдо придерживаясь стратегии постепенного отказа от обязательств, оно одним росчерком пера распорядилось не возобновлять производство коробки передач Punch Powerglide, вызвав этим бурное недовольство 870 сотрудников и повергнув правительство в некоторое замешательство.
Опасность угрожает и другим заводам, несмотря на то, что многие из них находятся в зоне пристального внимания прессы, особенно центральных изданий. Речь идёт о таких предприятиях, как Ibiden (японская компания-производитель оборудования для автомобилей), чьи заводы расположены в департаменте Луаре; сталелитейный завод в Пуату; производство матрасов Bultex (департамент Верхняя Луара); мебельная фабрика Grange (департамент Рона) и т. д. Карта предприятий, чья судьба может быть решена уже в ближайшие недели или месяцы, опубликованная командой «Юманите» в воскресном выпуске (17-23 января 2019 г.) – это далеко не полная картина происходящего.
Правительство со своей стороны пытается преуменьшить масштаб назревающей катастрофы, подчёркивая, что французская промышленность добилась «хороших результатов», и необоснованно приписывая эти достижения своей грамотной налоговой политике, в частности, снижению налогов, взимаемых с самых богатых граждан страны. Нельзя не признать, что в производственной сфере начинают появляться новые рабочие места, но их количества явно недостаточно для того, чтобы возместить потери, причинённые спадом, продолжавшимся в течение двадцати лет. Только за последнее десятилетие промышленность Франции потеряла полмиллиона рабочих мест. Выбраться из этой ямы будет непросто ещё и потому, что на создаваемых сегодня высокоавтоматизированных производствах требуется гораздо меньший штат сотрудников, чем в прежние годы. И если не проводить решительную государственную политику в этой сфере, то «реиндустриализация» останется только на бумаге!