Карлос Гон. Падение руководителя, который считал себя неприкосновенным

Лоан Нгуен

Болезненное падение для одной из наиболее известных фигур в сфере мирового автомобилестроения, и главы компании, упомянутой в фондовом индексе САС 40.

И всё-таки это случилось - свержение человека, чьё состояние оценивается в 13 миллионов евро. Карлос Гон, супер-генеральный директор, занимавший высшие должности  в компаниях «Renault», «Nissan», «Mitsubishi» и «АвтоВаз», совершавший перелёты через часовые пояса между Францией и Японией, вчера был арестован в Стране восходящего солнца по подозрению в уклонении от уплаты налогов и в незаконном использовании имущества компании в период пребывания на посту председателя совета директоров «Nissan». По информации японского издания «The Asahi Shimbun», автомобильного магната обвиняют в сокрытии доходов на сумму 5 миллиардов иен (около 38,78 миллионов евро). Ещё один руководитель компании Грег Келли также задержан по подозрению в причастности к этому делу.

В официальном сообщении компании-автопроизводителя сказано, что «Nissan» проведёт внутреннее расследование по обвинениям, выдвинутым информатором, сообщившим о случаях злоупотреблений. В компании «Nissan» утверждают, что «на протяжении нескольких лет» Карлос Гон и Грег Келли декларировали японским налоговым органам суммы заработков, которые были значительно ниже реальных доходов. «Обнаружены также многочисленные нарушения закона со стороны этих лиц, например, использование имущества компании в личных целях», – говорится в сообщении японского концерна, нынешний глава которого Хирото Саикава предложил отправить Карлоса Гона в отставку.

Столь же неожиданным, сколь и внушительным выглядит сегодня свержение человека, которого считали спасителем марки «Nissan» с тех пор, как в 1999 г. она перешла под контроль «Renault», незадолго до этого едва не погибнув под тяжестью долгов на сумму 17 миллиардов евро. По иронии судьбы своим падением Карлос Гон обязан именно компании «Nissan» (ещё одно доказательство того, что в бизнесе благодарность имеет границы).

Будучи генеральным директором «Nissan», Карлос Гон приобрёл репутацию успешного «cost killer» благодаря тому, что сумел поднять производство с колен, наведя порядок в работе с поставщиками и закрыв мелкие предприятия компании для того, чтобы обеспечить полную загруженность оставшихся объектов. Благодаря таким радикальным мерам, в 2005 г. он стал генеральным директором «Renault», приняв эстафету от Луи Швейцера. В дальнейшем генеральный директор применил на заводах «Renault» опробованную в «Nissan» методику, которая основана на сокращении затрат и сроков производства автомобилей, невзирая на снижение качества выпускаемой продукции. При этом пришлось смириться снегативными социальными последствиями.

Самоубийства сотрудников – печальный итог преобразований.

 В 2015 г. представитель «Всеобщей конфедерации труда» в «Renault» сообщил о сокращении свыше 23 500 рабочих мест в этой компании, что стало одним из итогов десятилетней деятельности Гона на посту её руководителя. «Интенсификация работы, разрушение сложившихся трудовых коллективов, индивидуализм, насаждение духа соперничества, постоянная текучка, отсутствие уверенности в завтрашнем дне… Руководство компании создало систему менеджмента, которая обернулась трагедией для людей и в краткосрочной перспективе оказалась контр-продуктивной с экономической точки зрения. Печальный итог преобразований – самоубийства работников на заводах (в том числе и в филиалах) и в техническом центре, а также распространение профессиональных заболеваний», – отмечают профсоюзные лидеры. Замораживание заработной платы, взаимное распределение ответственности и наращивание объёма производства – вот ключевые понятия двух соглашений об обеспечении конкурентоспособности, подписанных руководством «Renault» в 2013 и в 2017 гг.

Во вчерашнем заявлении руководство «Всеобщей конфедерации труда» напомнило, что объём производства автомобилей «Renault» во Франции существенно сократился: в 2004 г. он составлял 53 % от общего количества машин, произведённых на заводах компании по всему миру, а в 2017 г. – всего 17 %. Один из создателей и руководителей альянса «Renault-Nissan» (своеобразного объединения активов с взаимным долевым участием компаний в капитале друг друга), Карлос Гон нередко получал упрёки в том, что он, якобы, оказывал большее содействие японской марке в ущерб развитию французского производителя. Руководство «Renault» на протяжении нескольких лет через суд добивалось объединения капиталов двух компаний, пусть даже ценой утраты «Renault» (в том числе и французским государством, владеющим частью её акций) и потери его доминирующего положения в рамках альянса. В самом деле, французский автопроизводитель владеет 43,4 % акций «Nissan», тогда как японской компании принадлежит всего 15 % в капитале «Renault», что не даёт ей права голоса при принятии решений французскими коллегами.

 Неутомимый босс, владеющий не только французским языком, но и ливанским диалектом арабского и бразильской разновидностью португальского, Карлос Гон, имевший прозвище «Seven-Eleven» («с семи до одиннадцати»), намекающее на его способность трудиться от зари до зари, со временем приобрёл имидж несокрушимого лидера. Гон, чьё имя регулярно появляется в верхних строках списка самых высокооплачиваемых французских руководителей, ежегодно получал огромную зарплату, пренебрегая мнением своих акционеров. А между тем крупнейшим из них является государство, которому принадлежит 15,01 % акций компании. В 2016 г. совет директоров «Renault» одобрил установление Карлосу Гону заработной платы в размере 7,2 миллионов евро несмотря на то, что общее собрание акционеров, в которое входили и представители государства, отвергло это предложение 54,12 % голосов. Небывалый случай в тесном кругу компаний, входящих в САС 40, которых трудно удивить уровнем вознаграждения, выплачиваемого генеральным директорам. «Такие крупные боссы, как Карлос Гон, пользуются безнаказанностью особого рода, которая формируется в процессе общения (с самыми богатыми) в определённых кругах. Они стремятся сохранить эту общность и в советах директоров», – рассуждает социолог Моник Пенсон-Шарло. По её словам, «в компании «Renault» члены профсоюзов, представляющие интересы рабочих в совете директоров, не имеют права заседать в комитете по оплате труда, что даёт возможность назначать генеральному директору огромную зарплату».

Добавить комментарий


Обновить Защитный код