Облечённые доверием властей, компании «Большой четвёрки» мастерски уклоняются от уплаты налогов

Пьерик Марисаль

9 октября этого года, после двух лет упорного сопротивления, руководство компании PwC было вынуждено отступить перед представленными доказательствами и признать своё участие в «агрессивных» действиях по уклонению от налогов, о которых сообщили фискальные органы Австралии. Три соучастника этих махинаций («Deloitte», «Ernst&Young» (EY) и KPMG) пока не сдают позиций и отрицают причастность к этому делу. Между тем после недавних скандалов «LuxLeaks», «Paradise Papers» и нескольких аналогичных шумных историй стали известны следующие факты: компании, входящие в так называемую «Большую четвёрку» и обладающие каждая почти полной монополией в своей сфере, продают транснациональным корпорациям индивидуальные схемы уклонения от налогов по цене около 100 000 евро. Например, по некоторым данным, компания «Deloitte» оказала содействие в создании 145 офшорных фирм, предназначенных для ухода от налогообложения, что отражено в разоблачительных документах последних лет. «Я был младшим аудитором компании PwC в Люксембурге и считаю, что эта работа в целом полезна для общества, ведь нам нужна достоверная финансовая информация, она интересна не только акционерам, - говорит Антуан Дельтур, информатор, инициировавший расследование по делу «LuxLeaks». – Однако клиентами, с которыми я работал, были фирмы-пустышки без оборотного капитала и без сотрудников, предназначенные исключительно для искусственного перечисления прибылей».

В последние годы такие компании научились грамотно использовать трансфертные цены. Речь идёт о тарифах, которые применяются при обмене различными ценностями, как материальными (сегодня это - товары), так и нематериальными (сегодня это – патенты, консультации, займы и т.п.) между подразделениями одной и той же транснациональной корпорации. Крупные компании вправе устанавливать внутренние расценки по своему усмотрению, и на сегодняшний день популярность подобных сделок во всём мире достигла такого масштаба, что большинство товарообменных операций проводится внутри транснациональных корпораций. В упрощённом виде это можно представить так: одна дочерняя компания продаёт товар по очень низкой цене другой такой же компании, зарегистрированной в налоговом оазисе. Та перепродаёт товар с огромной, но не облагаемой налогом прибылью, а покупает его третье подразделение той же транснациональной корпорации, расположенное в стране, где находится конечный потребитель товара и где прибыль оказывается очень небольшой.

На уклонении от уплаты налогов государства теряют 500 миллиардов.

Эксперты международной организации «Tax Justice Network» установили, что транснациональные корпорации, прибегавшие к услугам этих четырёх фирм, представлены в свободных экономических зонах намного шире, чем те, которые к ним не обращались. «Вполне вероятно, что «Большая четвёрка» приложила руку к укрыванию от налогообложения тех 500 миллиардов, которые бюджеты государств ежегодно теряют из-за незаконных действий транснациональных корпораций», - полагает президент неправительственной организации Алекс Кобхэм. Наряду с консультированием по вопросам налогообложения, которое приносит консалтинговым фирмам около четверти их оборотного капитала, компании-члены «Большой четвёрки» проводят исследования, помогают всем крупнейшим транснациональным корпорациям в составлении финансовой отчётности и сами же утверждают её. С ними сотрудничают 97 % предприятий, входящих в список FTSE 350 (ныне – 350 крупнейших компаний Великобритании). В Англии они получают 99 % гонораров, выплачиваемых за аудиторские услуги. В ФРГ с ними работают 142 из 160 ведущих предприятий. «Размах этой деятельности меня просто шокировал, - говорит Антуан Дельтур. – Я и не предполагал, что можно систематически скрывать от налогов такие суммы и делать это на первый взгляд законными способами. С моей точки зрения это выглядело так, будто все транснациональные корпорации обладали доступом к этой системе, имели дочерние компании в Люксембурге и пользовались смехотворно низкой эффективной ставкой налогообложения».

Членам «Большой четвёрки» почти никогда не предъявляют обвинений. Доказать их причастность к махинациям очень непросто, поскольку им удаётся балансировать на той тонкой грани, которая разделяет оптимизацию, мошенничество и грамотное планирование налогообложения. «Границы между этими понятиями очень расплывчаты и подвижны, а квалифицировать ту или иную операцию как мошенничество настолько сложно, что я вообще не понимаю, как можно привлечь их к ответственности при современном состоянии правовой системы», - рассуждает Лизон Ребиндер, член Католического комитета против голода и за развитие, координатор платформы «Свободные экономические зоны» (ныне – «Paradis fiscaux»). «Чтобы привлечь такие фирмы к ответственности за соучастие в преступлениях, необходимо расширить и уточнить само понятие «злоупотребления полномочиями». Выполняемая ими посредническая роль очень удобна, ведь рядом всегда есть те, чья вина более очевидна. Против них и направлено обвинение», - полагает она.

Безнаказанность таких компаний обусловлена также и их политическим влиянием. Эти фирмы – главные поставщики разного рода исследований, в которых анализируется налоговая, бюджетная и таможенная политика Европейского Союза и отдельных государств (см. доклад «Corporate Europe Observatory» (ныне – CEO), опубликованный в июле 2018 года). Власти Франции, например, заплатили этим организациям (в том числе и «Ernst&Young» (EY)) 111 миллионов евро за подготовку злосчастного «Обзора итогов государственной политики в 2007 г.».

KPMG обслуживает 6745 офшорных компаний во Франции, следуя всё тем же двум принципам: удалённость от государственного аппарата и привлечение внешних ресурсов. За один только 2016 г. «Большая четвёрка» получила за исследования, проведённые по заказу Еврокомиссии, не менее 51,4 миллионов евро из государственных бюджетов стран ЕС. Здесь следует отметить два отчёта, заказанные компании «Deloitte»: в них описываются последствия махинаций с трансфертными ценами (теми самыми, которые помогают консалтинговым компаниям уводить от налогообложения многомиллиардные прибыли их основных клиентов) транснациональных корпораций. Разумеется, авторы исследований приходят к выводу о том, что любое регулирование было бы пагубно для экономики... «Но почему же им дают столько государственных денег, если мы знаем, что они помогают своим клиентам уходить от налогообложения, и таким образом объём средств, которыми располагают правительства наших стран, неуклонно снижается?» - возмущается Мэтт Кэрти, депутат Европарламента, член ирландского движения «Шин Фейн». В январе 2018 г. PwC, «Deloitte» и KPMG вновь получили 10,5 миллионов евро на определение «задач, связанных с установлением пошлин и работой таможенных служб». «Государственные власти внимательно прислушиваются к мнению этих компаний, хорошо знающих, какие меры помогут привлечь и удержать транснациональные корпорации, - говорит Антуан Дельтур. – Это самое настоящее лицемерие - соглашаться с их рекомендациями и воплощать их в жизнь, рассуждая при этом о добрососедском взаимодействии в рамках Евросоюза».

Лоббирование, карьера и переход госслужащих в частный сектор.

Не стоит сбрасывать со счетов расходы этих компаний на лоббирование собственных интересов. Так EY выплачивала различным организациям Евросоюза 400 000 евро в год,  а аналогичные затраты «Deloitte» достигали 1,5 миллионов евро. Один миллион евро, направленный компанией PwC на лоббирование, открыл ей доступ к «мозговому центру» Еврокомиссии и дал возможность бороться «с агрессивными методами, используемыми для оптимизации налогообложения». Компания воспользовалась этими условиями и приложила усилия к тому, чтобы не допустить одобрения нормы публикаций финансовой отчётности по каждой отдельной стране. В результате каждое предприятие вправе хранить в тайне те сведения, «разглашение которых способно нанести ущерб коммерческим интересам». Есть и другой пример: по данным объединения «Oxfam», в ходе инициированного ОЭСР обсуждения того же самого порядка представления финансовой отчётности почти 87 % голосов, поданных против этого средства для обеспечения прозрачности сделок, так или иначе исходили от тех же четырёх компаний.

Нельзя не сказать и о том, что с начала 2000-х гг. случаи перехода чиновников на работу в частный сектор экономики и их перемещений между служебными кабинетами и руководящими органами Евросоюза уже не поддаются исчислению. Глава Генерального директората Еврокомиссии по налогообложению и таможенному союзу (ныне – DG Taxud), проведя почти сорок лет на госслужбе, внезапно уверовал в своё светлое будущее на посту инспектора по налогам в компании «Deloitte». Есть и те, кто прошёл обратный путь: с 2013 г. бывшие сотрудники «Deloitte» и EY пополняют собой топ-менеджмент DG Taxud. Среди чиновников, которые обеспечивают автоматический обмен налоговой информацией, немало тех, кто начинал карьеру в «Deloitte» и KPMG…

Многие из тех, кто обязан следить за прозрачностью налогообложения и бороться с незаконным созданием «налоговых ниш», являются выходцами из «Deloitte» и EY. Последний директор по налоговой политике раньше работал экспертом в компании «Deloitte»... «Большая четвёрка» имеет своих неофициальных представителей в высших эшелонах Европейского парламента. Кроме того, каждая из входящих в неё компаний назначила своего специалиста по вопросам налогообложения в ФРГ (KPMG), Финляндии («Deloitte»), Мальте (EY) и Ирландии (PwC). «Давно пора ограничить никем не контролируемую власть «Большой четвёрки» и позаботиться о принятии норм, которые регламентировали бы деятельность входящих в неё компаний», - настаивает депутат Европарламента Мэтт Кэрти.

Добавить комментарий


Обновить Защитный код